Рубенс. Конный портрет Филиппа Четвертого. А где колесо фортуны?

Сколько времени нужно художнику, чтобы написать многофигурное полотно размером три с половиной на два с половиной метра? Кажется, ни один исторический источник не фиксировал время работы живописца над картинами с точностью до одного дня. Откуда же известно, что именно этот портрет был закончен за двенадцать дней?

Испания, 1628 год. У короля Испании Филиппа Четвертого свой путь придворного живописца начинает Диего Веласкес, у него — исключительное право писать портреты царственных особ.

И тут в Мадриде появляется Рубенс. Первый раз он был в Испании 26 лет назад. Сейчас он здесь для улаживания дипломатических проблем между Испанией и европейскими столицами. Слава живописца, естественно, сопровождает его в поездке (на всякий случай, для подарков, он привез с собой восемь полотен собственной кисти). Как бы само собой получилось, что Филипп заказывает Рубенсу свой конный портрет.

В те времена при дворе находился известный поэт и драматург Лопе де Вега (1562 — 1635). Судя по стихотворению, которое дошло до наших времен, он видел, как работает Рубенс. Это зрелище очень сильно впечатлило старика (ему в то время было 56 лет). В нем неподдельное восхищение талантом художника! И не только: в стихотворении указано время, затраченное художником на эту работу. А что еще более интересно — в нем описано значение каждой фигуры на полотне!

Оригинал полотна сгорел во время пожара мадридского дворца Алькасар — бывшей резиденции испанских королей. Но сохранилась копия, которую приписывают Диего Веласкесу. Почему Веласкес копировал Рубенса? Может быть, он хотел понять манеру художника, проникнуть в тайны его мастерства? Во всяком случае, сегодня можно не только увидеть эту картину (Галерея Уффици, Флоренция, Италия), но и понять, что хотел изобразить Рубенс, что он хотел рассказать о Филиппе 1У.

Поэт сравнивает Рубенса с Тицианом, он говорит о том, что Рубенс пишет кистями, которые он похитил у Природы. Как это случилось — неизвестно, но Природа заснула. Мало того, когда Природа пробудилась, она не сразу обнаружила нехватку рабочего инструмента:

«…она замешкалась на двенадцать дней… и … войдя в залу, где он работал, Нашла законченной картину, свидетельствовавшую О чести Филиппа, о славе Рубенса».

Двенадцать дней — столько понадобилось Рубенсу для этого полотна!

«Природа сказала: «Какие бы усилия я ни приложила, Я не могла бы сделать лучше. Филипп — это Александр, склонись же, Апеллес. Я признаю, что мои кисти были похищены не напрасно».

Смысл последней фразы в том, что представленный Рубенсом образ Филиппа возвышает его до Александра Македонского (Апеллес был придворным живописцем Александра, и как бы Рубенс превзошел его в мастерстве).

Принято считать, что Рубенс написал так много картин только потому, что у него работало множество учеников и подмастерьев. Но в Испании у него не было таких помощников, он работал в мастерской Диего Веласкеса.

А сколько Рубенс сделал за девять месяцев в Испании! Тесть Диего Веласкеса, художник Франсиско Пачеко, написал книгу «Искусство живописи, его древность и величие», изданную в Севилье (1649 г. ). В ней он перечисляет работы Рубенса, выполненные за время пребывания в Испании. Только копий с картин Тициана Рубенс привез в Антверпен двадцать одну (размер полотен приблизительно полтора метра на метр)! Эти копии указаны в списке картин, составленном после смерти Рубенса. Оригинальных работ было сделано не меньше полутора десятков: портреты членов королевской семьи и знатных особ.

Что же так поразило Лопе де Вега? Может быть, скорость работы? Может быть, обнаженные женские тела, витающие в воздухе? Может быть, фантазии Рубенса, его образное мышление, доносящее до зрителя идеи, которые художник вкладывал в портрет монарха? Или язык символов, который возвеличивал короля, приближая его к небожителям? А может быть, все это вместе?

Вот что пишет поэт:

«Темнокожий Индеец следовал за ним Широким шагом, неся прочный шлем»

Индеец — символ владений Испании в Южной Америке. На нем — лук и колчан со стрелами. То, что индеец преподносит королю шлем — тоже символ, символ покорности, подчинения.

«Католическая Обязанность предшествовала Испанскому Юпитеру»

Эти строки говорят о том, что король, как и его предшественник Карл, крестил аборигенов, насаждал католичество (сравнение с Юпитером-громовержцем намекает на то, что этот процесс проходил под знаком истребления огнем и мечом тех, кто сопротивлялся принятию христианства). Символ Юпитера — молния в руках Католической Обязанности.

«Поражающего гидру ереси, Порожденную темными тучами. »

Гидра ереси — это уже намек на внутренние дела, на истребление инакомыслящих в самой Испании.

«Вера возложила на его плечи Бремя, которое он с удовлетворением Принял от двух крылатых младенцев, облегчающих Заботы Королей»

В руках у Веры — лавровый венок победителя, в левой руке — крест, поставленный в той точке земного шара, где находится Испания. Это сочетание как бы свидетельствует о том, что Испания — это оплот католичества. Два младенца с крыльями стрекоз — это символ счастливых часов, счастливого времени царствования Филиппа. Историки пишут, что «природа щедро одарила этого венценосца — ему одинаково легко даются физические упражнения и умственные занятия. Он блестящий наездник, отличный фехтовальщик, искусный стрелок; одно из его любимых развлечений — охота, где он поражает всех своей ловкостью. При этом король наделен живым умом, у него большие способности к изучению языков, он интересуется историей. Его влечет и к искусствам. Он страстный поклонник живописи, и не только любитель — он сам пишет и рисует. Театр — его страсть, и здесь он тоже не ограничивается ролью зрителя. В девять лет он уже играл в комедиях. Да и теперь ничто не доставляет ему такого удовольствия, как исполнять роли в импровизированных пьесах, которые ставятся иногда в апартаментах королевы. » (Р. АВЕРМАТ. Петер Пауль Рубенс. На шахматной доске Европы (1628−1630))

Вероятно, Лопе де Вега вызнал у Рубенса о значении каждой детали, каждой фигуры. Стиль Рубенса резко отличался от обычной для того времени манеры тем, что в нем — множество аллегорий, намеков, деталей, несущих смысл только для посвященных. Именно это и послужило поводом к восторгам Лопе.

И последнее — о колесе Фортуны. Лопе де Вега пишет о Филиппе, что

«он пригвоздил Быстрое колесо Фортуны, Которой нисколько не боялся. »

Если исходить из того, что «он пригвоздил», колесо должно быть где-то под ногами коня. Но его нет на копии. Возможно, Веласкес посчитал, что эта деталь утяжеляет изображение (или создает впечатление неустойчивости всадника вместе с конем) — и убрал ее. Совсем.


14:54 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: четыре плюс шесть равно


Как найти гувернантку?

Как найти гувернантку?

Вам понадобилась гувернантка? Как правильно проанкетировать гувернантку для малыша? Как не ошибиться при найме гувернантки и найти ту единственную Мэри Попинс для своего ребенка? На что надо обратить...
Японский язык: происхождение и диалекты

Японский язык: происхождение и д...

Довольно продолжительное время ученые были уверены, что японский язык стоит этаким своеобразным особняком, не входя ни в одну из известных языковых групп. Этому убеждению способствовало то, что благод...
Программирование на Python. Управление файлами

Программирование на Python. Упра...

На данный момент я веду занятия по компьютерным технологиям c детьми и иногда готовлю их к "конкурсам". С одним 14-летним подростком мы делали нижеописанный проект. Теория кратко и проблема. Многим си...
Шоппинг в Пекине

Шоппинг в Пекине

Все мы хорошо знаем, что в Китае есть все. Эта страна одевает и обувает весь мир. Есть очень некачественные изделия, но и не забываем, что и известные бренды размещают заказы там же. Так что, ассорт...
Фета или не фета

Фета или не фета

Фета – очень популярный продукт на территории СНГ. Что же такое сыр Фета? – Фета – это мягкий сыр из овeчьего молока, с незначительным добавлением козьего. Традиционный продукт греческого животноводст...
Чистота в помещениях под контролем

Чистота в помещениях под контрол...

Любой процесс, происходящий в вашем офисе полезно уметь контролировать. Ведь если это правило соблюдается, то можно быть уверенным в том, что в вашей компании всё в порядке, в том числе и чистота всех...
Продукты питания, рецептыНаука и образованиеДом и семьяПутешествия и страныРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаКомпьютеры и СвязьФауна и флораБизнесИскусство и культура
Стоит прочесть:

Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.