Игровые ситуации для ознакомления дошкольников с цифрами

Многие дошкольники знают еще не все цифры, а называют или ‛узнают‛ лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

1. Пусть ребенок выложит цифры из кружочков, палочек, кубиков, из деталей геометрического конструктора. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, клеенки, ткани и наклеить их.

2. Предлагаются цифры в виде объемных фигур («формочек»), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу (по М. Монтессори) и др. Дети обследуют и угадывают цифру на ощупь.

3. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, ткани, картона, клеенки, разного размера и цвета, различной квалификации (письменные и печатные) и т. д. Так же можно выяснить, кто какие цифры знает и где их видел.

4. Дети выполняют какое-либо движение столько раз, сколько «показывает» карточка с цифрой, которую держит ведущий. При этом дети могут считать вслух вместе со взрослым или про себя. Можно усложнить задание: движение нужно выполнить на 1, 2 и т. д. раз меньше или больше, чем «говорит» цифра. Вместо карточек с цифрами (или вперемешку с ними) можно использовать карточки с изображенными на них предметами (в ряд, по кругу или в ином расположении) или так называемые «числовые» фигуры.

5. Предлагается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

6 Путем прорисовывания цифры превращаются в смешные фигурки.

7. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее.

8. Демонстрируются две карточки: на одной изображены цифры, на другой различные предметы, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, точек, треугольников или предметов на другой карточке.

9. Ребенку нужно назвать предметы, на которые похожа цифра.

10. Берется два одинаковых набора цифр от 0 до 9, т. е. 20 карточек (сначала можно взять два набора: от 1 до 5). Пару можно составить из карточек с одной и той же цифрой, но написанной разным шрифтом (письменные и печатные цифры). «Число — цифра» — ведущий называет число, ребенок находит и показывает соответствующую карточку с цифрой и наоборот.

11. Нужно нарисовать, раскрасить, построить, наклеить столько предметов, сколько показывает цифра».

12. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т. д.

13. При помощи игрального кубика, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

14. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти одинаковые цифры.

15. Детям раздаются карточки — «числовые фигуры». Это — «деньги». Цены на игрушки обозначены цифрами. «Купить» игрушку в «магазине» можно, если «числовая» фигура соответствует «ценнику» — цифре, указанной на карточке. Усложнение: «продавец» может дать «сдачу», а «покупатель» заплатить за игрушку несколькими карточками — «числовыми фигурами».

16. Ребенку необходимо соединить точки в порядке, обозначенном цифрами. Если допущена ошибка, то предметное изображение (кораблик, домик и т. д.) не получится.

17. На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет. Например: цифру 1 — синим карандашом, 2 — красным, 3 — зеленым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра — цвет», то получится предметное изображение, закодированное художником.

18. Можно сделать из цифр орнамент, «расписать» цифрами наряд сказочных литературных героев, украсить новогоднюю елку, вышить цифру на салфетке и т. д.

19. Детям предлагается стать «цифрами». По команде ведущего каждой цифре надо найти место среди других. Каждая цифра называет своих «соседей».

20. Ведущий показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать «соседей».

21. Цифры пишут пальцами в воздухе, на воде, запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте, на бумаге (сначала в крупную клетку, а затем — в обычную) карандашом, фломастером, ручкой и т. д.

22. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, ступеньки лесенки, стулья в ряду и т. д.

23. Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» — один цветок, цифра «2» — два цветка и т. д.).

24. Дети рассматривают карточки с цифрами и запоминают их. Ведущий меняет их местами. Дети указывают, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, дети угадывают, какой цифры не стало. Роли цифр могут исполнять сами дети.

25. Предлагаются большие контурные изображения цифр. Ребенку необходимо написать такие же маленькие цифры внутри контура.

Валерий САЧЕНКО, бесплатные развивающие упражнения для дошкольников abhasia1.ru
18:40 12.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:
* 1. Выберите правильный вариант:
* 2. Введите ответ цифрами: один умножить на шесть равно


Грязезащита со смыслом

Грязезащита со смыслом

В любом деле, каким бы мы ни занимались, важен смысл. Вот и в вопросах грязезащиты он тоже необходим. Грязезащитные покрытия, устанавливаемые на входе в помещение, должны выполнять вполне определё...
Как правильно составить резюме?

Как правильно составить резюме?

Поиск работы — это всегда ответственный момент в жизни любого человека, и подходить к нему надо с умом. Правильно составленное резюме создаст о соискателе положительное первое впечатление, ...
А вы любите вязать? Свяжем красивые салфетки!

А вы любите вязать? Свяжем краси...

У каждой рукодельницы всегда остаётся немного ниток разных цветов, и обычно они лежат без дела. Но найти им применение можно, связав красивые салфетки с комбинацией мотивов. Мотивы моих салфеток ...
Японский язык: письменность и системы языковых форм

Японский язык: письменность и си...

В фонетике японского языка существует 5 (а, о, у, и, э) гласных фонем. Гласные звуки бывают краткими и долгими. Они никогда не меняют тембр своего звучания: не переходят друг в друга и не бывают неопр...
Сумочки: сколько и каких?

Сумочки: сколько и каких?

Всегда мечтала поставить эксперимент — пустить современную даму пройтись по городу с пустыми руками. Не берем домашние перебежки между киндер и кюхен. А вот цу кирхен или на улицу выпустить...
Как царь по стране на телеге ездил?

Как царь по стране на телеге езд...

Задумал как-то батюшка-царь на страну свою снизу посмотреть. Ведь с ковра-самолета многие детали не видны. «Интересно, есть ли жизнь там, внизу. А если и есть, то какая она?» &md...
Продукты питания, рецептыНаука и образованиеДом и семьяПутешествия и страныРемонт и СтроительствоЗдоровье и МедицинаКомпьютеры и СвязьФауна и флораБизнесИскусство и культура
Самое интересное:

Новости развития информационнного портала:

Наш интернет-портал является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех электронных устройствах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и увлекательные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.